статьи о фотографии
Фотоискусство в кино:
лучшие фильмы о фотографии
и фотографах
Картины, которые оценят как профессионалы, так и просто ценители прекрасного.

автор: Дмитрий Исхаков
«Мосты округа Мэдисон» 1995
Фото: кадр из фильма
Фильм 1995 года «Мосты округа Мэдисон» с Мэрил Стрип, которая номинировалась за эту роль на «Оскар», и Клинтом Иствудом, который и срежиссировал этот фильм, в главных ролях. Это драма о встрече героев с разными судьбами, о человеческих чувствах и поиске смысла жизни. История строится вокруг встречи домохозяйки Франчески и фотографа Роберта, который путешествует по стране и снимает мосты для известного журнала. Они с Франческой знакомятся в округе Мэдисон штата Айова.

Фотография в фильме играет символическую роль, а мосты, которые фотографирует герой Иствуда, становятся метафорой пересечения двух миров — мира Роберта и мира Франчески.

Благодаря фотографии герои сближаются. Снимки Роберта становятся поводом для бесед, близости и интимных моментов между героями. Кроме того, через фотографию проходит тема рефлексии и воспоминаний главной героини спустя годы после их четырехдневного романа.
«Окно во двор» 1954
Фото: кадр из фильма
Один из лучших фильмов легендарного Альфреда Хичкока, четырежды номинированный на премию «Оскар», рассказывает о профессиональном репортажном фотографе, который сидит дома с гипсом на ноге и, скучая, разглядывает (иногда через камеру) жизнь своих соседей сквозь открытое окно во двор. Как и многие фотографы, он отчасти вуайерист, всю свою жизнь наблюдающий за людьми через объектив камеры. Сперва перед ним разворачиваются довольно яркие любовные (и не только) истории жильцов дома, но постепенно обычное созерцание сменяется навязчивой идеей и ему начинает казаться, что один из соседей — убийца.

Действие происходит в Нью-Йорке в 1954 году. Это была яркая и фотогеничная эпоха. Любовная линия главного героя и его девушки вдохновлены реальным романом знаменитого фотографа Роберта Капы и легендарной актрисы Ингрид Бергман. Кстати, подругу главного героя играет прекрасная Грейс Келли.

«Фотоувеличение» 1966
Фото: кадр из фильма
Культовый фильм режиссера Микеланджело Антониони, победитель Каннского кинофестиваля 1967 года.

Действие происходит в 60-х в эпоху «свингующего Лондона». Молодой, успешный, востребованный, но одинокий и постоянно находящийся в поиске вдохновения глянцевый фотограф, прототипом которого, скорее всего, стал знаменитый фэшн-фотограф Дэвид Бэйли, делает в парке кадр ссорящейся пары, а после проявки и увеличения видит на снимке то, чего не заметил при съемке.

Кстати, в фильме снялась знаменитая фотомодель свингующих 60-х Верушка Фон Лендорф.

Этот фильм — своего рода философская притча, наполненная подтекстами, метафорами и символами. Что реально, а что иллюзорно? Таков ли мир, каким мы его видим? В фильме много слоев, взгляните сами!

«Великий» 2020
Фото: кадр из фильма
Драма, снятая по реальной истории из 70-х годов. В главной роли — Джонни Депп, который играет известного репортажного фотографа Юджина Смита, человека с выдающимся талантом фотохудожника и наряду с этим — тяжелым характером и алкогольной зависимостью.

По заданию журнала Life Смит отправляется в небольшой городок в Японии, чтобы с помощью своего фотографического гения рассказать миру об экологической катастрофе, разворачивающейся в этом местечке.

В истории фотографии есть немало реальных примеров, когда один снимок вызывал мощную публичную реакцию и дискуссию во всем мире, приводя к реальным переменам. И этот фильм, помимо того, что он пронизан атмосферой любви главного героя к фотографии, как раз и рассказывают одну из таких историй.

"Ли" (2023)
Фото: кадр из фильма
История Ли Миллер — знаменитой фотомодели, которая сперва снималась как модель для журнала Vogue, а затем стала известной фото-корреспонденткой во время Второй мировой войны.
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» 2013
Фото: кадр из фильма
Сотрудник фотослужбы журнала Life, который вот-вот закроют и переведут в цифровую версию, Уолтер Митти (Бен Стиллер) — мечтательный романтик, однако его жизнь довольно прозаична.

Он получает материал от штатного фотографа (его играет Шон Пенн), где не хватает одного кадра. Всю жизнь грезивший о приключениях и интересной жизни (в этих грезах фотография играет важную роль, иллюстрируя их), главный герой отправляется в путешествие, чтобы разыскать фотографа и заполучить недостающий кадр для последнего печатного номера журнала.

На самом же деле герой начинает поиски самого себя: так фотография становится метафорой его пути к себе.

Вообще фотоискусство играет в фильме важную символическую роль. Оно связано с мечтами, приключениями и обретением главным героем самого себя, а кроме того, является главным элементом визуальной эстетики фильма.

«Фотография за час» 2002
Фото: кадр из фильма
Психологический триллер с Робином Уильямсом в главной роли.

Герой Уильямса — сотрудник фотолаборатории, который 11 лет своей жизни посвятил работе с чужими фотографиями. Маленький одинокий человек, не имеющей семьи, друзей и практически лишенный собственной жизни, живет судьбами людей, чьи фотографии проявляет.

Фотография в фильме показана неоднозначно. За показными улыбками и постановкой часто скрывается нечто противоположное. Через фотоснимки в главном герое проявляется одержимость.

Фотография также затрагивает тему приватности личной жизни и используется как инструмент для создания особой атмосферы и передачи эмоций героев.

«Доказательство» 1991
Фото: кадр из фильма
Необычная австралийская драма 1991 года о слепом фотографе. Главные роли исполнили молодые Рассел Кроу и Хьюго Уивинг.

Мартин слеп от рождения. Мать в детстве подарила ему фотоаппарат и описывала словами сделанные им фотографии. Подозревая мать во лжи, он ощущает собственную ущербность и остро проявляет недоверие к окружающим.

«Мы покорим Манхэттен» 2012
Фото: кадр из фильма
Фильм Джона МакКэя рассказывает о романе культового фэшн-фотографа 60-х Дэвида Бэйли и не менее культовой модели того же времени, его музы Джин Шримптон, а также их фотосессии для британского Vogue, которая оказала заметное влияние на индустрию.

Главную роль в фильме играет сын Дэвида Бэйли. Фотография в фильме стала связующим звеном между фотографом и его музой. Через нее рассказывается история о моде и культуре 60-х годов, передаются дух и стиль того времени.

«Кодахром» 2017
Фото: кадр из фильма
Основанный на реальных событиях проект от Netflix с Эдом Харрисом, Джейсоном Судейкисом и Элизабет Олсен. Герои роуд-муви — сын и его умирающий отец-фотограф, которые отправляются в путешествие, чтобы добраться до последней работающей фотолаборатории, где можно проявить пленку «Кодахром».

Фотография в фильме представлена как символ ностальгии по ушедшей аналоговой эпохе и используется для передачи воспоминаний, атмосферы и отношений между отцом и сыном.

«Незабываемые моменты» 2008
Фото: кадр из фильма
Шведская драма, основанная на реальной истории фотографа Марии Ларссон. Действие происходит в начале 1900-х годов. Влюбившись, главная героиня выходит замуж за агрессивного пьяницу, но ее тяжелая жизнь меняется, когда она выигрывает в лотерею фотоаппарат.

Фотография в фильме, помимо очевидного средства самовыражения для многодетной и погрязшей в обыденности и серости героини, также выступает символом свободы и независимости, с помощью чего героиня уходит от семейных и общественных проблем и находит себя.

«Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус» 2006
Фото: кадр из фильма
Фильм 2006 года с Николь Кидман и Робертом Дауни-младшим о знаменитой женщине-фотографе Диане Арбус, работавшей в 50-х годах.

Сегодня она считается одним из наиболее влиятельных фотографов прошлого столетия.